Условия назначения пенсии по инвалидности, а также их размеров и порядок выплаты регулируются законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». Данный вид пособия назначается гражданам РФ либо лицам, имеющим вид на жительство, подтвердившим инвалидность и имеющим трудовой стаж хотя бы один день.
Страховые пенсионные выплаты по инвалидности устанавливаются в качестве компенсации недееспособным гражданам заработной платы и иных вознаграждений. Назначение пенсионных выплат производится в территориальном органе Социального фонда (ранее ПФР) при предоставлении комплекта необходимых документов.
Пенсионные начисления назначаются на срок инвалидности, установленный медико-социальной экспертизой, и подлежит регулярному подтверждению.
Кому назначается трудовая пенсия по инвалидности?
Согласно ст. 9 закона «О страховых пенсиях» любое лицо, подтвердившее инвалидность и имеющее трудовой стаж минимум один день, имеет право на страховые пенсионные выплаты. Группа инвалидности устанавливается при прохождении медико-социальной экспертизы, согласно закону от 24.11.1995 №181-ФЗ «Социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
Размер назначаемой пенсии и фиксированной выплаты к ней
Размер пенсионных выплат зависит от стажа, размера заработной платы, а также от страховых взносов, уплаченных в ПФР (теперь СФР), и включает в себя страховую пенсию и фиксированную выплату к ней. При смене группы инвалидности проводят перерасчет суммы пенсионных начислений.
Фиксированная выплата зависит от группы инвалидности и с 1 января 2023 года величина ее составляет:
- для инвалидов третьей группы — 3783,67 руб.;
- второй — 7567,33 руб.;
- для инвалидов первой группы эта сумма повышается на 100% и составляет 15134,66 руб.
Размер страховой пенсии инвалидам в общем случае рассчитывается следующим образом:
где:
- СПинв — размер страховой пенсии инвалидам;
- ИПК — индивидуальный пенсионный коэффициент;
- СПК — стоимость коэффициента на день назначения пенсии.
Конечная величина пенсионного обеспечения определяется в зависимости от величины прожиточного минимума (ПМ) для каждого региона отдельно. При начислении пенсии ниже ПМ по заявлению получателя назначается социальная доплата; доплата прекращается с трудоустройством лица, получающего пенсию.
Порядок установления и выплаты
Чтобы получить трудовую пенсию по инвалидности необходимо подать заявление в Социальный фонд по месту регистрации либо по месту жительства. Также к заявлению необходимо приложить комплект документов, в который входят:
- паспорт или вид на жительство, если заинтересованное лицо не является гражданином РФ;
- свидетельство обязательного пенсионного страхования (СНИЛС);
- документы, подтверждающие наличие страхового стажа. Документы, выдаваемые работодателем при увольнении с работы, при должном оформлении принимаются в качестве подтверждения страхового стажа;
- выписка из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом. Как правило, учреждение медико-социальной экспертизы самостоятельно пересылает ее в территориальный орган Социального фонда РФ в течение 3-х дней со дня признания гражданина инвалидом.
Заявление со всеми прилагаемыми к нему документами рассматривается в течение десяти дней с момента приема.
Период установления пенсии по инвалидности
Страховые пенсионные начисления устанавливаются со дня признания гражданина инвалидом, если он обращается за ней не позднее двенадцати месяцев с этого дня и назначается на весь срок, в течение которого лицо признается инвалидом или до достижения пенсионного возраста. Переход на пенсию по старости или социальную пенсию происходит в беззаявительном порядке при достижении 65 лет для мужчин и 60 — для женщин (70 и 65 лет соответственно для социальной выплаты).
Если инвалидность устанавливается на определенный срок, то по его истечении необходимо проходить переосвидетельствование в органах медико-социальной экспертизы.
- При неявке на переосвидетельствование инвалидности без уважительной причины выплата пенсии приостанавливается на срок до трех месяцев, а затем прекращается вообще.
- Возобновление выплат происходит только со дня, когда гражданин снова признан инвалидом.
Если срок переосвидетельствования пропущен по уважительной причине (нахождение в больнице, санаторном лечении и др.), то выплата производится за все пропущенное время.
График выплаты и способы доставки
Страховая выплата инвалидам выплачивается ежемесячно, заранее выбранным пенсионером образом. Также пенсионер может назначить доверенное лицо, которое будет получать за него пенсию, в этом случае необходимо будет составить у нотариуса или в органах выбранной доставочной организации доверенность на получение пенсии.
Способы доставки пенсионного пособия:
- через банк — получение возможно как в кассе банка, так и на банковскую карту. Снять средства можно в любой день после зачисления их на расчетный счет гражданина без дополнительных комиссий;
- через отделение Почты России — в данном случае получение денежных средств будет производиться в установленную дату получения пенсии по графику на дому или в почтовом отделении по месту жительства. Если пенсия не получена в течение шести месяцев, то выплата приостанавливается до написания заявления в Социальном фонде о возобновлении выплат;
- через организацию, которая занимается доставкой пенсий — пенсию можно будет получать как на дому, так и через кассу этой организации. Перечень подобных организаций можно уточнить в территориальном органе Социального фонда РФ. Порядок выплат в подобных организациях такой же, как и у почтовых отделений.
Выплата пенсионного обеспечения по доверенности
При решении пенсионера получать пенсию через доверенное лицо, необходимо оформить доверенность. Она выдается в порядке, установленном законодательством РФ (статья 185 ГК РФ). Срок действия доверенности устанавливается доверителем, если он не указан, то доверенность действительна в течение года со дня ее выдачи.
Если доверенность выдана на срок более одного года, то пенсионер обязан подтверждать регистрацию по месту получения пенсии ежегодно до окончания действия данного документа. Документом, подтверждающим факт регистрации по месту получения пенсии, является копия паспорта со страницей регистрации или копия свидетельства о регистрации по месту жительства. Данные документы необходимо предоставить в территориальный орган Социального фонда, в котором находится пенсионное дело (обычно по месту жительства).
Возможны случаи досрочного прекращения ее действия:
- отмена пенсионером;
- отказ доверенного лица;
- смерть пенсионера или доверенного лица, а также признание его недееспособным или безвестно отсутствующим.
Как недееспособному оформить доверенность на получение пенсии?
Утвержденной формы доверенности на пенсию нет, но данный бланк должен быть оформлен в письменной форме и содержать ряд необходимых сведений:
- наименование документа;
- дата и место выдачи;
- данные доверителя (ФИО, паспортные данные, дата рождения, место регистрации);
- данные доверенного лица (те же, что и для доверителя);
- полномочия на получение пенсионного пособия;
- срок действия доверенности (указывается по желанию доверителя);
- подпись доверителя;
- удостоверение документа (ФИО, подпись, печать и наименование организации, заверившей данную доверенность).
В соответствии со статьей 185.1 ГК РФ доверенность должна быть нотариально удостоверенной или приравненной к ней. Удостоверять ее могут также организации, в которых гражданин проходит лечение, учится или работает.
Требуется ли удостоверение доверенности у нотариуса?
Доверенность должна быть заверена нотариально, либо иными уполномоченными должностными лицами:
- жилищно-эксплуатационной организацией по месту жительства;
- администрацией стационарного учреждения по месту лечения;
- органом исполнительной власти (при нахождении пенсионера под заключением);
- по месту получения пенсии (банком или почтовым отделением).
Если доверенность оформляется у нотариуса, необходимо подойти доверителю и доверенному лицу в нотариальную контору самостоятельно. В случае недееспособности доверителя нотариуса можно вызвать на дом в заранее обговоренное время. В случае, если пенсионер решил воспользоваться нотариальными услугами, составление доверенности не требуется — нотариус оформит бланк самостоятельно.
Условия приостановления и прекращения страховых выплат инвалидам
Законодательством предусмотрен ряд случаев, когда возможно приостановление или полное прекращение страховых выплат инвалидам.
Приостановление пенсионных выплат происходит:
- если пенсионер не получает пенсионное пособие в течение шести месяцев подряд. Исключением является зачисление пенсии на банковскую карту;
- в случае неявки инвалида на переосвидетельствование без уважительной причины в срок, назначенный комиссией;
- для иностранных граждан по окончании срока действия вида на жительство, без документа, подтверждающего его право на постоянное проживание;
- при поступлении в Социальный фонд документов, которые подтверждают выезд пенсионера за границу на постоянное проживание в государство, с которым заключен международный договор, согласно которому обязательство по социальному обеспечению несет государство, на территорию которого пенсионер выехал, и отсутствию документов, из которых следует, что пенсионер не имеет права на получение пенсии на территории данного государства;
- при поступлении документов, подтверждающих выезд пенсионера на постоянное проживание в государство, с которым не заключен договор о пенсионных выплатах и отсутствия заявления от пенсионера о выезде за пределы Российской Федерации.
Пенсионные выплаты прекращаются:
- в случае смерти, а также в случае, если пенсионер считается без вести пропавшим в порядке, установленном законодательством РФ;
- после приостановления пенсионных выплат через шесть месяцев, если пенсионер не устранил причину приостановления и не обратился с заявлением о возобновлении начисления;
- если пенсионер утратил право на получаемую пенсию (при трудоустройстве, истечение признания гражданина инвалидом, приобретения трудоспособности, опровержение инвалидности, достижения лицом пенсионного возраста и т.д.).
В случае устранения обстоятельств, повлекших прекращение или приостановление, выплаты могут быть восстановлены или возобновлены.
Куда может обратиться гражданин РФ для оформления трудовой (теперь уже страховой) пенсии по инвалидности, если он выехал на ПМЖ за пределы России?
Данная ситуация устанавливается Постановлением от 17.12.2014 N 1386. Следовательно, в данном случае необходимо обратиться в Пенсионный фонд России, если международным договором РФ не предусмотрено иное. Пенсия назначается только лицам, являющимся на момент установления гражданами Российской Федерации.
Лицо, получившее право на пенсионное трудовое пособие по инвалидности, может обратиться лично, отправив запрос по почте либо через доверенное лицо время после возникновения права на него. В случае обращения представителя необходимо оформить доверенность, подтверждающую право на действия по оформлению и подписанию необходимых документов от лица, претендующего на пенсионное начисление.
При обращении необходимо предоставить заявление и комплект документов. В их составе должны прилагаться документы, удостоверяющие личность пенсионера, его возраст, место жительства, принадлежность к гражданству.