Увольнение при достижении пенсионного возраста

Согласно законодательству РФ достижение пенсионного возраста, при наличии необходимого трудового стажа и пенсионных баллов, подразумевает окончание трудовой деятельности. Но в настоящее время весомая часть пенсионеров (в 2017 году зарегистрировано около 10 млн человек) продолжает трудиться.

Выход гражданина на пенсию не является основанием для прекращения трудовой деятельности. Следовательно, работодатель не может уволить сотрудника по причине достижения им пенсионного возраста.

Работодатель имеет право разорвать трудовые отношения с работником пенсионного возраста только на общих основаниях, которые предусмотрены для всех сотрудников в статье 77 Трудового кодекса Российской Федерации (ТК РФ).

К основаниям увольнения работника относятся:

  1. истечение срока трудового договора;
  2. сокращение штата сотрудников;
  3. ликвидация организации;
  4. реорганизация предприятия;
  5. дисциплинарные нарушения сотрудником.

Пенсионер имеет право уволиться по собственному желанию согласно части 3 статьи 80, при этом не отрабатывая установленные законодательством две недели. Прекращение трудовых отношений происходит в срок, который сотрудник указал в заявлении.

Как писать заявление на увольнение пенсионеру?

При возникновении у пенсионера желания прекратить свою трудовую деятельность по причине выхода на заслуженный отдых, он должен подать заявление на увольнение.

Унифицированной формы данное заявление не имеет и пишется в свободной форме. Как правило в отделе кадров уже есть утвержденный для организации бланк, который предоставляется сотруднику для заполнения. Текст заявления рекомендуется писать от руки на чистом листе формата А4. Это необходимо для идентификации личности в случае возникновения споров.

Работодатель не имеет права отказать в приеме заявления. При возникновении подобной ситуации, заполненный бланк заявления следует отправить по почте заказным письмом, после регистрации которого в организации оно будет считаться принятым.

Какое основание следует написать?

Для того чтобы, работнику не пришлось отрабатывать установленные в общем порядке законодательством четырнадцати дней, необходимо правильно описать основание об увольнении, то есть указать дополнительную причину своей инициативы — «по собственному желанию в связи с выходом на пенсию».

Если в трудовой книжке пенсионера уже есть запись о расторжении трудового договора по причине выхода на заслуженный отдых, то на усмотрение руководства увольнение может производиться на общих основаниях, тогда в заявлении указывается причина — «по собственному желанию».

В основном данное решение принимается на основании местного судопроизводства, установленного для каждого региона страны, поскольку на законодательном уровне данный вопрос никак не оговаривается.

Какое число указывать в заявлении?

Заявление на увольнение работника является извещением работодателя о желании прекратить трудовую деятельность. Поскольку пенсионеры имеют возможность покинуть рабочее место не отрабатывая, то последний рабочий день для данной категории граждан будет считаться день, указанный в заявлении.

Если сотрудник пенсионного возраста увольняется по собственному желанию, а в его заявлении не указана причина «в связи с выходом на пенсию», то необходимо поставить руководство в известность за две недели до предполагаемой даты увольнения.

Образец заявления на увольнение пенсионера

Несмотря на возможность составления заявления в свободной форме, существует информация, которая указывается в обязательном порядке:

  • Данные об адресате — как правило это директор либо его заместитель. Фамилия имя и отчество, должность, а также название организации прописываются в дательном падеже в правой верхней части бланка.
  • Данные о заявителе — ФИО и должность работника, желающего уволиться, которые указываются в родительном падеже.
  • Наименование документа, составляемого сотрудником — указывается в обязательном порядке перед основным текстом в центре.
  • Просьба об увольнении по собственному желанию в связи с выходом на пенсию — прописывается от первого лица. А также дата увольнения — день который пенсионер отработает последним.
  • Заверение документа — личная подпись, расшифровка и должность работника. Указывается под основным текстом.
  • Дата составления документа — может быть любой по желанию сотрудника.

Образец заявления на увольнение пенсионера без отработки

Что работодатель указывает в приказе?

Приказ на увольнение издается после получения соответствующего заявления. Этот документ составляется по форме №Т-8, разработанной согласно постановлению российского Госкомстата.

Для правильного оформления приказа необходимо указывать следующую информацию:

  • наименование организации, номер приказа, код ОКПО и дата его издания;
  • дата расторжения трудового договора, его номер;
  • ФИО увольняющегося пенсионера, а также отдел, в котором он работал, должность, табельный номер, основание для прекращения деловых отношений;
    Во избежание правонарушений, необходимо прописать, в качестве причины увольнения — собственное желание по причине выхода на пенсию.
  • должность руководителя организации, его подпись с расшифровкой, а также подпись увольняющегося работника и ее расшифровка.
На основании данного приказа делается запись в трудовую книжку, в которой указывается дата внесения записи, номер приказа и дата его подписания, номер статьи закона, подтверждающий правомерность увольнения, должность, ФИО и подпись работника, а также печать организации.

Дополнительные документы

При увольнении сотрудника в связи с выходом на заслуженный отдых работодатель не имеет право требовать какие-либо дополнительные документы. Работник обязан предоставить только соответствующее заявление.

В свою очередь в последний день работы отдел кадров обязан выдать пенсионеру:

  1. трудовую книжку с записью об увольнении с ссылкой на приказ и статью Трудового кодекса;
  2. медицинскую книжку, военный билет, диплом об образовании и иные документы, находящиеся на хранении у работодателя.

Помимо этого, бухгалтерия должна произвести полный расчет с бывшим сотрудником. В зависимости от должности и сроков работы это могут быть:

  • итоговая заработная плата;
  • компенсация за неиспользованный отпуск;
  • иные выплаты, предусмотренные в организации.

Имеет ли право работодатель не подписать заявление на увольнение?

В Трудовом кодексе Российской Федерации установлено право граждан на трудовую деятельность и запрет к принудительному труду. Поэтому, если сотрудник желает уволиться и подал соответствующее заявление, работодатель не в праве удерживать его.

Если все же руководитель предприятия отказывается отпустить сотрудника, необходимо предпринять следующие действия:

  • Написать заявление в двух экземплярах для того, чтобы поставить работодателя в известность. Данный документ необходимо завизировать у администрации для сведения. Визирующий должен проставить на обоих экземплярах дату, номер учета, а также свою подпись и печать организации. Один экземпляр остается для подачи руководителю, а второй на руках у желающего уволиться. В день, указанный в заявлении в качестве последнего, отдел кадров обязан выдать на руки заполненную трудовую книжку.
  • Если в администрации отказались принимать заявление либо учет документации не ведется, то заявление необходимо отправить через почту заказным с уведомлением письмом. В данном случае обязательно составляется опись вложенных бумаг.

Увольнение можно произвести, находясь в отпуске или на больничном. В этом случае сотрудник так же может переслать заявление почтовым переводом.

Если подобные меры не помогли, то гражданин может обратиться с жалобой в Трудовую инспекцию либо подать иск в суд.

Могут ли уволить пенсионера с работы без его согласия?

Как правило, работодатель не против сохранения должности за сотрудником, вышедшим на пенсию. При этом пенсионер продолжает работать. Но бывают и ситуации, когда такого работника стараются уволить во что бы то ни стало.

Согласно законодательству РФ, лишить рабочего места пенсионера без его желания работодатель не имеет права. Увольнение может происходить следующими способами:

  • по волеизъявлению сотрудника либо по соглашению сторон. В это случае предоставляется соответствующее заявление с указанием причины — выход на пенсию и даты ухода;
  • по инициативе работодателя:
    • в случае ликвидации предприятия;
    • нарушение сотрудником правил внутреннего распорядка либо законодательства;
    • не соответствие занимаемой должности, которые подтверждаются результатами аттестации;
    • сокращение штата.