Правительство РФ приступило к новой пенсионной реформе, которая начала реализовываться уже в 2019 году и продлится до 2028 г. Первым этапом очередной реформы стало повышение пенсионного возраста до 65/60 лет для мужчин и женщин. Такой закон был принят и подписан Президентом В. Путиным 3 октября 2018 г.

Необходимость в очередной раз реформировать пенсионное законодательство назревала уже давно.

  • Попытки реанимировать старую структуру российской пенсионной системы (в том числе с принятием в 2013 году новых законов о страховой и накопительной пенсии, вступивших в силу с 1 января 2015 года) провалились, прежде всего, из-за новой волны финансово-экономического кризиса и падения мировых цен на нефть.
  • Правительству удалось стабилизировать последствия только к 2017 году — в том числе за счет непопулярной среди населения заморозки пенсионных накоплений, отмены индексации пенсии работающим пенсионерам и т.д.

Что изменится?

Изменения кардинальным образом затронут все основные компоненты пенсионной системы. Из основных вопросов, которые будут решаться в ходе данной реформы, можно отметить следующие:

  1. Повышение пенсионного возраста.
  2. Внедрение добровольной накопительной системы путем отмены действующей сейчас накопительной пенсии и замены ее программой долгосрочных сбережений.
  3. Изменения в правилах единовременной выплаты пенсионных накоплений с 1 июля 2024 года.
  4. Повышение роли корпоративных пенсий в уровне пенсионного обеспечения россиян (к этому вопросу предложила вернуться вице-премьер по социальным вопросам Татьяна Голикова).
  5. Корректировка системы досрочного выхода на пенсию (например, для учителей).
Отдельные изменения вступили в силу уже с 2019 года, а часть проектов реализованы позднее. Например, повышение пенсионного возраста и изменения в системе назначения досрочных пенсий начались уже с 2019 года. Изменения в системе накопительных пенсий реализуются с 2024 года.

Причины новой пенсионной реформы

Вопрос о необходимости изменений в пенсионной системе обсуждался властями довольно долго, и уже 8 мая 2018 года в своем выступлении перед депутатами Госдумы премьер-министр Дмитрий Медведев предложил перейти от обсуждений к конкретным действиям (прежде всего, в наиболее остром вопросе повышения пенсионного возраста).

Необходимость изменений Правительство обосновывало, прежде всего, изменившейся социальной и экономической обстановкой в стране. Из ряда наиболее важных причин новой пенсионной реформы можно выделить следующие:

  1. Изменилась продолжительность жизни россиян. Во времена установления в СССР текущих сроков выхода на пенсию (при достижении возраста 55 лет для женщин и 60 — для мужчин) средняя продолжительность жизни граждан была немногим больше 40 лет. На 2018 год прогнозируемая средняя продолжительность жизни россиян составляла 72,9 года.
    В своем майском указе от 07.05.2018 г. № 204 Президент России Владимир Путин ставил задачу увеличить продолжительность жизни до 78 лет к 2024 году, а к 2030 — уже до 80 лет.
  2. Ежегодно увеличивается доля пенсионеров в структуре населения. Росстат прогнозировал, что до 2030-го года количество трудоспособных граждан уменьшится на 4 млн. человек
  3. Для реализации нацпроектов 2018-2024 годов не хватало средств в федеральном бюджете. Для их выполнения Правительству в расчете на 6 лет (до 2024 года) необходимо было найти где-то дополнительные 8 трлн рублей (что составляло половину годового бюджета страны). По мнению издания «Коммерсантъ», на покрытие этого бюджетного дефицита как раз могли быть направлены средства, сэкономленные в результате пенсионной реформы.
  4. Фактически неработающая несколько лет система накопительных пенсий. Еще в 2014 году взносы на накопительную часть пенсии были впервые «заморожены» — то есть все пенсионные отчисления работодателя за работника направлялись только на страховую пенсию и не попадали в систему пенсионных накоплений (то есть накопительная пенсия россиян не формировалась).

Повышение пенсионного возраста в России

Первый вопрос (он же наиболее острый), за решение которого Правительство взялось в 2018 году, — это повышение пенсионного возраста. 27 сентября 2018 г. Госдума в третьем чтении одобрила законопроект о повышении пенсионного возраста с предложенными к нему поправками, в том числе и предложенные Президентом В. Путиным. Этот закон 3 октября 2018 г. был одобрен Советом Федерации и подписан Владимиром Путиным. В результате чего пенсионный возраст увеличился на 5 лет для мужчин и женщин, с предусмотренным в первые два года льготным выходом на пенсию (на 6 месяцев раньше срока).

Стоит напомнить, что 14 июня 2018 года премьер-министр Дмитрий Медведев объявил о поэтапном повышении пенсионного возраста в России с 1 января 2019 года на 5 лет для мужчин (с 60 до 65 лет) и на 8 лет для женщин (с 55 до 63 лет). Увеличение возраста для назначения страховой пенсии по старости предлагалось проводить ежегодно на 1 год.

29 августа 2018 г. президент РФ В.Путин выступил со своим обращением к населению страны, в котором предложил скорректировать законопроект Правительства и внести следующие изменения:

  1. Смягчить пенсионный возраст для женщин на 3 года (т.е. установить норматив возраста на уровне 60 лет);
  2. Предоставить гражданам, которые по старому закону должны были выйти на пенсию в ближайшие два года (2019-2020 гг.), возможность выйти на 6 месяцев раньше, чем это предполагает новый закон — т.е. в 55.5 и 60.5 для тех, кто должен был оформлять пенсию по старым правилам в 2019 г., 56.5 и 61.5 — в 2020 г.;
  3. Обеспечить досрочный выход на пенсию для лиц, имеющих продолжительный страховой (трудовой) стаж: у женщин 37 лет, у мужчин 42 года;
  4. Предусмотреть досрочный выход на пенсию многодетным матерям: с тремя детьми — на 3 года раньше срока, с четырьмя — на 4 года раньше.

Окончательный, подписанный Президентом закон о повышении пенсионного возраста с 2019 г. представлен ниже:

Новый закон о пенсиях
Повышение пенсионного возраста коснулось всех россиян, кто не достиг к 2019 году возраста 55 и 60 лет.

Необходимо отметить, что изменение возраста выхода на пенсию повлекло за собой корректировки и во многих других вопросах пенсионной системы (например, по выплатам из накопительной части пенсии и досрочному выходу на пенсию).

Изменения в системе накопительных пенсий

По старому пенсионному законодательству (а именно ст. 6 закона № 424 от 28.12.2013 г.) устанавливалось, что право на получение средств накопительной части пенсии (НЧП) имеют граждане РФ, достигшие пенсионного возраста. Поправками к закону о повышении пенсионного возраста, которые внесли депутаты «Единой России», предусмотрено, что после проведения пенсионной реформы выплаты накопительной части пенсии можно будет по-прежнему оформить в 55/60 лет (по нормативам старого возраста).

Кроме того, ожидаемый срок выплаты накопительной пенсии в 2024 году составляет 264 месяца, а с 2025 года увеличится до 270. Этот параметр напрямую влияет на размер прибавки, которая выплачивается пенсионеру ежемесячно из его пенсионных накоплений. Размер этой ежемесячной доплаты определяется по формуле:

НП = ПН / Т,

где соответственно:

  • ПН — суммарные пенсионные накопления к моменту выхода на пенсию;
  • Т — период выплаты накопительной пенсии (тот самый срок выплаты в месяцах).

Следовательно, если ожидаемый период выплаты будет увеличен, то размер ежемесячной доплаты из средств пенсионных накоплений станет меньше. Эти изменения обосновываются статистическими данными о так называемом «сроке дожития россиян» (продолжительности жизни после выхода на пенсию) — 16,46 лет у мужчин и 26,14 у женщин.

Программа долгосрочных сбережений

Помимо этого, Правительство решило внедрить новую систему добровольных пенсионных накоплений — программу долгосрочных сбережений. Каждый участник ПДС сможет получить до 36 тыс. руб. в год в качестве софинансирования от государства, при этом конкретные параметры софинансирования будут зависеть от дохода гражданина. Минфин разделил участников на три категории, для каждой из которых будет своя формула расчета гос. поддержки:

  • Среднемесячный доход — до 80 тыс. руб., формула ПДС — 1 руб. государства на 1 руб. гражданина. В этом случае софинансирование будет рассчитываться в соотношении один к одному, то есть для получения максимального размера поддержки гражданам с доходами до 80 тыс. руб. нужно будет внести в счет накоплений 36 тыс. руб. в год, а государство удвоит эту сумму.
  • Среднемесячный доход — 80–150 тыс. руб, формула ПДС — 1 руб. государства на 2 руб. участника. Для граждан из этой категории соотношение будет чуть менее выгодным, и чтобы получить максимальный объем софинансирования, за год нужно будут вложить 72 тыс. руб. в программу добровольных накоплений.
  • Среднемесячный доход выше 150 тыс. руб., формула — 1 руб. государства на 4 руб. участника. Для наиболее обеспеченных россиян предусмотрели самый низкий коэффициент софинансирования. Чтобы получить со стороны государства поддержку в 36 тыс. руб., необходимо направить на долгосрочные накопления как минимум 144 тыс. руб. в год.

Принять участие в программе может любой гражданин РФ от 18 лет, предельный возраст участника законом не ограничен. Формировать накопления в рамках ПДС можно и в счет третьих лиц — например, своих детей, родителей. Денежные средства, накопленные в рамках программы, будут наследоваться в полном объеме.

Для участия в ПДС нужно выбрать одного или нескольких операторов — НПФ. Фонд будет управлять средствами и инвестировать их. После этого необходимо заключить специальный договор долгосрочных сбережений с НПФ и вносить добровольные взносы. Причем в качестве добровольных взносов можно перевести свои пенсионные накопления, сформированные за работу в 2002–2014 годах.

Договор заключается на срок от 15 лет. Величину первого взноса, размер и периодичность последующих взносов участник программы может определять самостоятельно.