Весной 2018 года Правительство объявило о старте новой пенсионной реформы в России, которая может начать реализовываться уже в 2019 году. Необходимость в очередной раз реформировать пенсионное законодательства, по мнению чиновников из так называемого «финансового блока», назревала уже давно. Попытки реанимировать старую структуру российской пенсионной системы (в том числе с принятием в 2013 году новых законов о страховой и накопительной пенсии, вступивших в силу с 1 января 2015 года) провалились, прежде всего, из-за новой волны финансово-экономического кризиса и падения мировых цен на нефть, последствия которых Правительству удалось стабилизировать только к 2017 году — в том числе за счет непопулярной среди населения бюджетной экономии по социальным статьям расходов (заморозка пенсионных накоплений, отмена индексации пенсии работающим пенсионерам, проведение индексации пенсий в 2016 году ниже значения прошлогодней инфляции и т.д.).

Обсуждаемые сейчас изменения кардинальным образом затронут все основные компоненты пенсионной системы. Из основных вопросов, которые будут решаться в ходе данной реформы, можно отметить следующие:

  1. Повышение пенсионного возраста.
  2. Внедрение добровольной накопительной системы (путем отмены действующей сейчас накопительной пенсии и замены ее индивидуальным пенсионным капиталом — ИПК).
  3. Изменения в правилах выплаты накопительной части пенсии (НЧП) для тех, кому она будет назначена в 2019 году.
  4. Повышение роли корпоративных пенсий в уровне пенсионного обеспечения россиян (к этому вопросу предложила вернуться вице-премьер по социальным вопросам Татьяна Голикова).
  5. Корректировка системы досрочного выхода на пенсию.
Какие из изменений вступят в силу уже с 2019 года, а какие проекты будут реализованы позднее — власти пока не анонсировали. Общей позиции у профильных министерств и ведомств по многим из стоящим на повестке вопросам пока нет, поэтому конкретное содержание пенсионной реформы еще не озвучивается.

Ожидается, что окончательное предложение Правительством будет озвучено в июне, о чем 28 мая 2018 года сообщил первый вице-спикер Госдумы Александр Жуков. Срочность представления законопроекта на рассмотрение в Госдуму обосновывается необходимость внесения всех поправок в законопроект до момента формирования бюджета страны на 2019 год и следующий плановый период 2020-2021 гг.

Причины новой пенсионной реформы

Вопрос о необходимости изменений в пенсионной системе обсуждается властями уже довольно долго. И вот 8 мая 2018 года в своем выступлении перед депутатами Госдумы премьер-министр Дмитрий Медведев предложил перейти от обсуждений к конкретным действиям (прежде всего, в наиболее остром вопросе повышения пенсионного возраста).

Необходимость изменений Правительство обосновывает, прежде всего, изменившейся социальной и экономической обстановкой в стране. Из ряда наиболее важных причин новой пенсионной реформы можно выделить следующие:

  1. Изменилась продолжительность жизни россиян. Во времена установления в СССР текущих сроков выхода на пенсию (при достижении возраста 55 лет для женщин и 60 — для мужчин) средняя продолжительность жизни граждан была немногим больше 40 лет. На 2018 год прогнозируемая средняя продолжительность жизни россиян составит 72,9 года.
    В своем майском указе от 07.05.2018 г. № 204 Президент России Владимир Путин поставил задачу увеличить продолжительность жизни до 78 лет к 2024 году, а к 2030 — уже до 80 лет.
  2. Ежегодно увеличивается доля пенсионеров в структуре населения. Росстат прогнозирует, что до 2030-го года количество трудоспособных граждан уменьшится на 4 млн. человек
  3. Для реализации нацпроектов 2018-2024 годов не хватает средств в федеральном бюджете. Для их выполнения Правительству в расчете на 6 лет (до 2024 года) необходимо найти где-то дополнительные 8 трлн рублей (что составляет половину годового бюджета страны). По мнению издания «Коммерсантъ», на покрытие этого бюджетного дефицита могут быть направлены средства, сэкономленные в результате пенсионной реформы.
  4. Фактически не работающая несколько лет система накопительных пенсий. В 2014 году взносы на накопительную часть пенсии были впервые «заморожены» — то есть уже несколько лет все пенсионные отчисления работодателя за работника направляются только в Пенсионный фонд на страховую пенсию и не попадают в систему пенсионных накоплений (то есть накопительная пенсия россиян не формируется из их заработной платы уже несколько лет).

Изменения в пенсионном возрасте в России в 2018 году

Первый вопрос (он же наиболее острый), за решение которого Правительство взялось в 2018 году, — это повышение пенсионного возраста.

14 июня 2018 года премьер-министр Дмитрий Медведев объявил о поэтапном повышении пенсионного возраста в России с 1 января 2019 года на 5 лет для мужчин (с 60 до 65 лет) и на 8 лет для женщин (с 55 до 63 лет). Увеличение возраста для назначения страховой пенсии по старости предлагается проводить ежегодно на 1 год. Соответствующий законопроект № 489161-7 был внесен Правительством в Госдуму 16 июня (см. текст проекта закона ниже). Окончательное принятие документа с учетом широкого обсуждения и возможных поправок запланировано на осень 2018 года.

Указ о повышении пенсионного возраста в России в 2018 году
Очевидно, что объявленное Кабмином повышение пенсионного возраста затронет всех россиян, которые еще не успели оформить пенсию по старости по действующему сейчас законодательству — т.е. все, кто еще не достигнет до 2019 года возраста 55 и 60 лет (п. 1 ст. 8 закона № 400-ФЗ от 28.12.2013 г.).

Необходимо отметить, что изменение возраста выхода на пенсию повлечет за собой корректировки и во многих других вопросах пенсионной системы (например, выплаты из накопительной части пенсии и досрочный выход на пенсию).

Выплата накопительной пенсии — изменения в 2019 году

Изменение возраста выхода на пенсию повлияет на выплату россиянам пенсионных накоплений, поскольку ст. 6 закона № 424 от 28.12.2013 г. установлено, что право на получение средств накопительной части пенсии (НЧП) имеют граждане РФ, достигшие пенсионного возраста. То есть, если властями все-таки будет принято решение о повышении возраста, то и возможность получить выплаты из НЧП тоже перенесется до достижения нового, установленного законом возраста.

Кроме того, с 1 января 2019 года ожидаемый срок выплаты накопительной пенсии будет увеличен до 252 месяцев (для сравнения, на 2018 год это параметр был утвержден в размере 246 месяцев, т.е. в 2019 году его величину предлагают увеличить на 6 месяцев). Этот параметр напрямую влияет на размер прибавки, которая выплачивается пенсионеру ежемесячно из его пенсионных накоплений. Размер этой ежемесячной доплаты определяется по формуле:

НП = ПН / Т,

где соответственно:

  • ПН — суммарные пенсионные накопления к моменту выхода на пенсию;
  • Т — период выплаты накопительной пенсии (тот самый срок выплаты в месяцах).
Следовательно, если ожидаемый период выплаты будет увеличен, то размер ежемесячной доплаты из средств пенсионных накоплений станет меньше. Соответствующий законопроект, подготовленный Минтрудом РФ, уже проходит этап общественного обсуждения. Эти изменения обосновываются статистическими данными о так называемом «сроке дожития россиян» (продолжительности жизни после выхода на пенсию) — 16,46 лет у мужчин и 26,14 у женщин.

Стоит отметить, что в случае принятия закона, корректировки коснутся только тех, кто оформляет ежемесячную выплату из накопительной части пенсии в 2019 году.

ИПК — добровольная накопительная система

Помимо этого, Правительство планирует вообще отменить обязательную накопительную систему, действовавшую в России с 2002 года, заменив ее системой добровольных пенсионных накоплений. Это означает, что мораторий на формирование накопительной пенсии, принятый с 2014 года и с тех пор ежегодно продлеваемый, снимать уже не будут (такой вариант уже не рассматривается). Фактически от такого формата накоплений вообще планируется отказаться, заменив их добровольными накоплениями — индивидуальным пенсионным капиталом (ИПК).

До принятия моратория в 2014 году пенсионная система была основана на том, что страховые взносы на обязательное пенсионное страхование (это 22% от зарплаты) перечислялись работодателями в Пенсионный фонд и по желанию работника могли распределяться следующим образом:

  1. 16% на формирование страховой пенсии (включая фиксированную выплату, которая формируется за счет так называемой солидарной части тарифа — 6%) и 6% на накопительную часть;
  2. все 22% только на формирование страховой пенсии без формирования пенсионных накоплений.

С 2014 года после введения моратория у всех россиян обязательные страховые взносы идут только на формирование страховой пенсии (п. 1), а приток денег в накопительную пенсионную систему заморожен.

Новая добровольная накопительная система (ИПК) подразумевает, что работник будет дополнительно перечислять часть своей зарплаты (от 0% до 6%) на формирование своего пенсионного капитала. Подключение гражданина к новой системе планируется производить добровольно — по заявлению работника, в котором он самостоятельно укажет, какой процент от своего заработка он готов дополнительно отчислять в виде взносов.

Стоит отметить, что при введении в действие программы ИПК действующая на текущий момент накопительная система будет отменена. Пенсионные накопления россиян, которые находятся в НПФ, будут автоматически переведены в систему ИПК (то есть зачислены в счет пенсионного капитала). Если накопления гражданина находятся в ПФР, то они могут быть:

  • переведены в пенсионные баллы и направлены на страховую часть пенсии;
  • либо в течение переходного периода (предполагается, что это будет 2 года) можно будет перенаправить накопления из ПФР в НПФ, чтобы уже имеющиеся накопления также были направлены на формирование пенсионного капитала.