Система обязательного пенсионного страхования в РФ

В Российской Федерации в настоящее время действует система обязательного пенсионного страхования, построенная по солидарному принципу. То есть, за счет пенсионных взносов работающих граждан обеспечивается наполнение бюджета ПФР, производящего пенсионные выплаты нынешним пенсионерам.

Деятельность системы ОПС в правовом отношении основана на Конституции РФ (статья 39) и требованиях ФЗ № 167 от 15.12.2001 в ред. от 14.12.2015 года «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

Перечисление взносов в Пенсионный Фонд производится как работодателями, так и самостоятельно гражданами, занимающимися предпринимательской и другими видами деятельности, предполагающими (согласно действующему законодательству) их уплату.

Порядок и сроки перечисления страховых взносов установлены Федеральным законом № 212 от 24.07.2009 года. Согласно требованиям, изложенным в статье 3 данного закона, контроль над соблюдением порядка и своевременности перечислений возложены на ПФР.

Система персонифицированного учета, основанная на открытии лицевого счета каждому гражданину, застрахованному в ПФР, позволяет обеспечить сбор, хранение и использование всех сведений о его трудовой деятельности, что служит упрощению и унификации пенсионного обслуживания на всей территории страны.

Тариф страховых взносов в ПФР в 2017 году

Размер страховых взносов в Пенсионный фонд устанавливаются в зависимости от категории плательщика.

Взносы, уплачиваемые в ПФ за лиц 1967 года рождения и моложе, в случае формирования ими накопительной пенсии распределяются следующим образом:

Размер основного тарифа страховых взносов22%, из которых 6% является солидарным тарифом (не учитывается на лицевом счете)
На формирование страховой пенсии10%
На формирование накопительной пенсии6%

На 2016 год установлены следующие общие тарифы для организаций и ИП:

  • применяющих основной тариф — 22% + 10%;
  • применяющих УСН и работающих в сфере соцобслуживания, образования, культуры и искусства, здравоохранении, спорта, фармакологии, а также занимающиеся научно-исследовательской деятельностью — 20%;
  • принимающих участие в осуществлении проекта «Сколково» — 14%;
  • работающих в сфере информационных технологий — 8%;
  • экспериментальные производства и другие хозяйствующие субъекты, созданные научными организациями — 8%;
  • осуществляющие туристско-рекреационную деятельность — 8%;
  • резиденты ОЭЗ, порта «Владивосток», ТОР и СЭЗ на территории Севастополя и Крыма — 6%.
Размер уплаты взносов в ПФР для лиц не производящих выплат физическим лицам устанавливается требованиями статьи 14 Федерального закона № 212 от 24.07.2009 г. и рассчитывается как 26% от двенадцатикратного увеличения размера МРОТ.

Когда применяется пониженный тариф?

На переходный период 2011-2017, в отношении отдельных категорий плательщиков для уплаты ими страховых взносов применяются пониженные тарифы. К ним относятся:

  • организации, работающие в сфере ИТ, при условии дохода от профильной деятельности не менее 90%, и численности работников 7 человек и более;
  • ИП и организации, работающие по УСН в производственной и социальной сферах, если их вид деятельности указан в пункте 8 части 1 статьи 58 ФЗ №212, при условии дохода от основного вида деятельности 70% и более;
  • сельхозпредприятия, уплачивающие единый сельскохозяйственный налог;
  • общины малых народов Севера, занятые в народных и художественных промыслах;
  • плательщики, осуществляющие выплаты денежных средств инвалидам и организациям инвалидов;
  • предприятия, занимающиеся внедрением инновационных технологий;
  • резиденты свободных или особых экономических зон;
  • разработчики новых информационных технологий;
  • издательства и СМИ, имеющие российскую аккредитацию;
  • плательщики, производящие выплату заработной платы экипажам судов, приписанным к российским портам, за исключением нефтеналивных танкеров;
  • организации и ИП, занимающиеся деятельностью в сфере производства и реализации фармпрепаратов;
  • благотворительные организации, зарегистрированные в установленном законодательством порядке.

Однако следует учесть, что на накопительную пенсию всегда должны направляться 6% страховых взносов независимо от применения пониженного тарифа.

Мораторий на накопительную часть пенсии

С 2014 года на перечисление страховых средств на накопительную пенсию был введен мораторий. Это было сделано для того, чтобы сократить средства бюджета ПФР на трансферты в НПФ.

Страховые взносы на накопительное пенсионное обеспечение и в 2017 году направляться не будут, т.е. это означает, что те 6% взносов, поступление которых предполагалось на накопительную пенсию, будут направлены на формирование страховой. Таким образом, такая «заморозка» не является, как думают некоторые граждане, «изъятием пенсионных накоплений» и все уплаченные за застрахованное лица взносы будут учтены при формировании пенсии.

Следует учитывать, что на данный момент не исключается формирование накопительной пенсии за счет направления добровольных взносов и средств сертификата на материнский капитал.

В федеральном бюджете на планируемый период с 2018 по 2019 годы направление страховых взносов на пенсионные накопления не предусмотрено. Также в правительстве активно обсуждают концепцию «пенсионного капитала», который предполагает сделать накопительный компонент добровольным, при котором граждане могут самостоятельно производить перечисления из собственных средств.

Дополнительные взносы на накопительную пенсию

В правовом отношении формирование накопительной пенсии на основе перечисления дополнительных взносов основано на условиях, оговоренных в статье 5 соответствующего Федерального закона № 56 от 30 апреля 2008 года.

У будущих пенсионеров имеется возможность формирования накоплений путем добровольного перечисления взносов через работодателя или самостоятельно. Право на получение накопленных средств может быть реализовано при соблюдении ряда условий, установленных статьей 9 ФЗ «О накопительных пенсиях».

Пенсионные накопления могут формироваться за счет:

  • дополнительных взносов по программе государственного софинансирования пенсии;
  • направления средств материнского (семейного) капитала;
  • добровольной уплаты взносов самостоятельно или через работодателя.

Уплата дополнительных взносов через работодателя

Правоотношения по ОПС в целях перечисления дополнительных взносов, направленных на формирование накопительной пенсии, возникают исключительно на основании поданного застрахованным лицом соответствующего заявления в бухгалтерию своего работодателя.

Порядок перечисления дополнительных пенсионных взносов регламентируется требованиями статьи 7 закона № 56-ФЗ от 30.04.2008 года.

Размер взноса определяется плательщиком и может быть изменен в любое время путем подачи соответствующего заявления в бухгалтерию работодателя. Кроме того, поскольку уплата дополнительных взносов является делом добровольным, то гражданин вправе прекратить, а также возобновить их перечисление в ПФР, обратившись с письменным заявлением в финансовую службу своего предприятия.

Начало осуществления работодателем перечисления дополнительных взносов, а также прекращение или изменение размера выплат происходит с начала месяца, следующего за заявительным.

Перечисление работодателем дополнительных взносов в бюджет ПФ, происходит, также, в случае наличия на предприятии рабочих мест с разной степенью опасности или вредности. За счет средств, которые поступают, в этом случае, от работодателя, формируется будущая досрочная пенсия работника, который приобретает право выхода на пенсию ранее общеустановленного срока.

Программа государственного софинансирования пенсии

Программа государственного софинансирования является одним из видов формирования накопительной пенсии и регламентируется действием Федерального закона № 56 от 30.04.2008.

Ее цель состоит в повышении размера будущей пенсии, достигаемого путем добровольного перечисления гражданином взносов, которые, при определенных условиях, увеличиваются за счет государства, в зависимости от категории участника, от 2 до 4 раз, но не более, чем на 12 тысяч рублей, а в случае повышенного софинансирования 48 тысяч рублей в год.

Перечисления средств могут производиться:

  • лично застрахованным;
  • через работодателя.

Для этого следует обратиться с соответствующим заявлением в бухгалтерию предприятия.

Работодатель имеет возможность принять участие в формировании пенсионных накоплений своих работников, используя это как дополнительный инструмент поощрения и получая, при этом, определенные законодательством налоговые льготы.

Вступление в Программу софинансирования в настоящее время невозможно. Действует она только для тех лиц, которые вступили в нее до 1 января 2015 года и уплатили первый взнос в размере не менее 2 тысяч рублей до 31 января 2015 года.

В случае смерти лица участвующего в Программе, накопленные финансовые средства при соблюдении определенных условий передаются по наследству.

Направление средств материнского капитала на формирование пенсии

В соответствии с условиями, изложенными в статье 12 Федерального закона № 256 от 29 декабря 2006 года «О дополнительных мерах поддержки семей, имеющих детей», средства материнского капитала могут быть использованы на формирование женщиной пенсионных накоплений. Для этого следует обратиться с заявлением о распоряжении средствами МСК в отделение Пенсионного Фонда и представить следующие документы:

  • заявление о распоряжении средствами или частью средств МСК;
  • сертификат на материнский капитал (дубликат);
  • свидетельство пенсионного страхования;
  • паспорт с отметкой о регистрации;

Если заявление подается через доверенное лицо, то потребуются документы удостоверяющие его полномочия (доверенность) и паспорт.

Впоследствии, решение матери о направлении средств материнского капитала на формирование накопительной пенсии может быть изменено, а средства капитала использованы по другим направлениям.