Что такие и для чего нужно удостоверение пенсионера

При оформлении пенсионного обеспечения в Российской Федерации гражданам выдавался документ под названием пенсионное удостоверение, подтверждающий статус получателя пенсии. Данный документ был положен всем гражданам, которым устанавливался любой вид пенсии по обязательному (страховому) или государственному обеспечению.

Обычно пенсионные удостоверения используются для подтверждения статуса пенсионера и получения каких-либо льгот: транспортных, в аптеках, магазинах и т.д.

Еще при СССР Приказом Министерством социального обеспечения РСФСР № 32-а от 31 марта 1980 года был установлен бланк данного удостоверения. В соответствии с этим приказом в бланке удостоверения содержится следующая информация о пенсионере:

  • фотография;
  • ФИО получателя (полностью) и его год рождения;
  • вид установленной пенсии;
  • размер выплаты (цифрами и прописью);
  • дата назначения пенсии и период ее действия;
  • дата выдачи документа;
  • личные подписи получателя и начальника отдела;
  • печать отделения ПФР.
Сам документ представляет собой небольшую бордовую книжку с гербовой обложкой, в которой все страницы розового цвета с защитными знаками. Помимо сведений о владельце в ней также указывается наименование отделения, номер самого удостоверения.

Кроме этого в данном документе также предусмотрены дополнительные листы для записи изменений, которые могут произойти при пересчете размера обеспечения. В конце удостоверения для пенсионеров приведена краткая памятка.

Также существуют особые удостоверения — служебные. Их выдают пенсионерам Министерства обороны, МВД, ФСБ.

Получение пенсионного удостоверения

В настоящее время получить пенсионное удостоверение невозможно, так как его отменили. Однако еще совсем недавно гражданам при оформлении пенсий на руки выдавался данный документ, который представляет собой небольшую книжку с информацией о владельце.

Данное удостоверение могли получить граждане, оформлявшие пенсионные выплаты, еще в начале 2015 года или до этого года. Для получения данного документа нужно было обратиться в территориальный орган Пенсионного фонда РФ по месту жительства.

При себе необходимо было иметь документы, такие как:

  • заполненная анкета;
  • паспорт;
  • СНИЛС;
  • фотография 4×3 см;
  • номер счета в банке, куда будут перечисляться денежные средства.

Для подтверждения дополнительных обстоятельств ПФР был вправе потребовать от гражданина:

  • трудовую книжку;
  • свидетельство о рождении всех детей (о заключении брака, о смерти кормильца и т.д.);
  • справку с места работы;
  • документ об образовании и т.д.
Если удостоверение было утеряно, то его можно было восстановить. Для этого гражданин мог обратиться в отделение ПФР по месту жительства со всеми необходимыми документами.

Пенсионное удостоверение отменили или нет?

До 2015 года всем гражданам, которые оформляли пенсионные выплаты, выдавалось удостоверение. Теперь, в связи с изменениями в российском законодательстве, пенсионерам выдается справка. В данной пенсионной справке, также как и в удостоверении, отражены все сведения о владельце.

Образец пенсионной справки

В отличие от удостоверения, которое выглядит как книжка, справка представляет собой один бумажный лист, на котором содержится вся информация о пенсионере, а именно:

  • ФИО (полностью);
  • номер СНИЛС;
  • дата рождения;
  • наименование отделения ПФР, в котором пенсионер состоит на учете;
  • вид обеспечения;
  • дата назначения пенсии и период ее действия;
  • размер ежемесячной выплаты;
  • номер пенсионного дела.

Первые строчки справки содержат наименование отделения, выдавшего документ, и его адрес. Также здесь стоит дата выдачи справки и ее номер. В конце документа ставятся личная подпись начальника отдела и печать отделения ПФР.

Стоит заметить, что справка является документом, который оформляется добровольно пенсионером при его необходимости, т.е. в обязательном порядке она может вообще не выдаваться.

Справка пенсионера вместо удостоверения

Пенсионная справка также считается документом и при получении социальных льгот имеет юридическую силу наравне с удостоверением. Для того чтобы получить данный документ, гражданин может самостоятельно или через законного представителя (доверенное лицо) обратиться за ним в ПФР:

  • лично в территориальном органе ПФР;
  • через Личный кабинет на официальном сайте ПФР.

Справка не относится к основным документам, удостоверяющим личность (паспорт, военный билет и т.д.), так как содержит неполные данные о получателе пенсии. То есть ее нельзя использовать при оформлении кредита, покупке билетов и прочего.

В тоже время, как и пенсионное удостоверение, справка подтверждает социальный статус гражданина и необходима при получении:

  • социальных льгот (жилищных, транспортных);
  • скидок в магазинах;
  • льготных лекарственных препаратов;
  • категории «ветеран труда».

Пенсионная справка может быть выдана бессрочно, то есть до конца жизни получатель вправе пользоваться ей. Однако при изменении категории пенсионера (получение или смена группы инвалидности, появление иждивенцев и т.д.) данный документ подлежит замене. Так же, как и удостоверение, утерянную справку можно восстановить через Пенсионный фонд РФ.

Почему пенсионерам не выдают удостоверения?

Официально данный документ был признан ненужным, вследствие чего и был отменен. Пенсионное удостоверение, по сути, никогда не являлось полноценным документом, удостоверяющим личность гражданина. Другими словами, его нельзя было использовать вместо паспорта при оформлении каких-либо документов или выплат.

Но, скорее всего, данная мера была принята для того, чтобы сократить расходы бюджета Пенсионного фонда. Так как количество пенсионеров разных категорий с каждым годом растет, то и каждому необходимо выдавать документ.

Однако при постоянном предъявлении справки в магазинах, аптеках и других заведениях документ быстро приходит в негодность, что подразумевает его замену. А это лишние траты бюджета фонда, так как замена справки является бесплатной для пенсионера.

В то же время граждане-пенсионеры, у которых на руках имеются пенсионные удостоверения, могут продолжать ими пользоваться. Менять документ старого образца на новой не нужно, так как они оба имеют равную юридическую силу и действуют на территории нашей страны.