В отношении работников отдельных профессий законом предусмотрены льготные условия выхода на пенсию по старости. Они предполагают досрочное назначение страховых выплат, то есть ранее сроков общеустановленного пенсионного возраста. К таким профессиональным категориям, в частности, относится летный состав гражданской авиации (ГА). Разбираемся, кому положено досрочное пенсионное обеспечение, во сколько лет летчики уходят на пенсию, и какие условия для этого должны выполняться (по выслуге и часам налета).

Летная пенсия для экипажа самолетов и вертолетов

Изображение pensiya.molodaja-semja.ru

Во сколько лет уходят на пенсию летчики и другие работники летных экипажей

Параметры досрочного назначения пенсии работникам летных экипажей закреплены в пункте 13 ч. 1 ст. 30 закона № 400-ФЗ от 28.12.2013. В соответствии с законом, для назначения летной пенсии не предъявляются требования по достижению какого-то конкретного возраста. Пенсионное обеспечение устанавливают только по факту выполнения условия по продолжительности стажа по профессии, то есть фактически за выслугу.

Мужчинам для льготной пенсии требуется 25 лет спецстажа, а женщинам — 20.

При этом льготное пенсионное обеспечение полагается и в случае, когда летная работа была оставлена в связи с состоянием здоровья. Чтобы воспользоваться льготой, у мужчин должно быть не менее 20 лет стажа по профессии, а у женщин — 15.

При неполной выработке стажа право на досрочное назначение пенсии не предоставляется. То есть в этом случае претендовать на выплаты можно будет только на общих основаниях — при достижении пенсионного возраста с учетом графика его постепенного увеличения.

Кто может выйти досрочно на пенсию

Перечень должностей работников летного состава, имеющих право на льготную страховую пенсию, утвержден Постановлением Совмина № 459 от 04.09.1991 г. Согласно этому документу, в список профессий входят:

  • Члены экипажа воздушных судов и других летательных аппаратов — командир корабля, летчик, пилот, командир-инспектор, пилот-инспектор, бортовой инженер, бортовой механик и так далее;
  • Командно-летный состав — руководители, в том числе их заместители, инспекторы по летной службе и другие специалисты, имеющие действующее летное свидетельство и принимавшие участие в полетах в составе экипажа;
  • Летно-инструкторский состав;
  • Спасатели, парашютисты, инструкторы авиапожарной службы, десантники-пожарные, руководители парашютных подразделений, работники штатных и внештатных парашютно-десантных групп.

При этом работа по данным профессиям учитывается не только в гражданской авиации, но и в государственной, а также в экспериментальной.

Подсчет стажа работников летного состава

Для работников летных экипажей предусмотрен особый порядок подсчета специального стажа — по общему налету часов.

  1. За каждые 20 часов налета на самолетах начисляется 1 календарный месяц специального стажа.
  2. Каждые 12 часов налета в авиации спец. применения, на вертолетах, в составе летного экипажа, сопровождающего иностранные воздушные суда, в должностях летно-инструкторского, командно-летного состава учитываются как 1 календарный месяц спецстажа.

То есть, чтобы рассчитать стаж для пенсии в годах, нужно разделить часы налета на самолетах на 240, а на вертолетах — на 144. С учетом требований по стажу, необходимому для досрочного выхода на пенсию, получается, что мужчинам требуется 6000 часов налета, а женщинам — 4800. На вертолетах эти нормативы составляют 3100 и 2480 часов соответственно.

Помимо этого, стоит отметить еще несколько важных правил подсчета выслуги для досрочного выхода на пенсию летчиков и других работников летных экипажей:

  • 1 год работы летного экипажа в аварийно-спасательных подразделениях засчитывается как 1,5 г. стажа.
  • 1 год работы в учебных и спортивных авиационных организациях ДОСААФ при условии выполнения плана учебно-летной подготовки учитывается как 1,5 года спецстажа. А в случае выполнения элементов сложного и высшего пилотажа — как 2 года выслуги.
  • 1 год работы десантником-пожарным, парашютистом, спасателем, инструктором авиапожарной службы при выполнении годовой нормы прыжков с поршневых вертолетов, самолетов и т.д. считается как 1,5 г. стажа, а при прыжках с реактивных самолетов и вертолетов — как 2 г.