Страховой номер индивидуального лицевого счета — что это?

Каждый гражданин нашей страны, а также некоторые граждане иностранных государств, и даже лица без гражданства могут зарегистрироваться в системе обязательного пенсионного страхования. Сделать это можно обратившись в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации. Также получить страховой номер можно через работодателя при устройстве на работу.

После регистрации гражданину присваивается индивидуальный страховой номер и выдается документ — страховое свидетельство, которое в повседневной жизни называют СНИЛС. Этот документ является подтверждением того, что гражданин официально зарегистрирован в системе обязательного пенсионного страхования (системе ОПС).

СНИЛС выглядит как небольшая ламинированная карточка светло-зеленого цвета. На лицевой стороне этого документа указан страховой номер, а также личные данные гражданина:

  • фамилия, имя и отчество;
  • дата и место рождения;
  • половая принадлежность;
  • дата регистрации в системе ОПС.
Информация о застрахованном лице на данном документе должна быть достоверной и совпадать с личными данными в паспорте гражданина.

Для чего нужен лицевой счет в Пенсионном фонде?

Страховое свидетельство СНИЛС хранится на руках у гражданина. Сам лицевой счет застрахованного лица в Пенсионном фонде РФ находится в электронном виде в течение всей жизни человека и определенное время после его смерти. Так как все данные регулярно уточняются и автоматически дополняются, то в случае смерти застрахованного лица сообщать об этом в ПФР не нужно, эти сведения будут переданы ЗАГСом в течение месяца.

В отличие от страхового свидетельства (бумажного носителя), индивидуальный лицевой счет содержит намного больше информации о застрахованном лице. В соответствии со статьей 6 Федерального закона № 27 от 01.04.1996 года лицевой счет в ПФР состоит из трех частей:

  1. общей (ФИО при рождении, страховой номер, паспортные данные, гражданство, сведения о трудовой деятельности и о страховых взносах и т.д.);
  2. специальной (сведения о накопительной пенсии, пенсионных накоплениях гражданина);
  3. профессиональной (прочие данные).

Наличие индивидуального лицевого счета в ПФР является обязательным:

  • при устройстве на работу;
  • при формировании пенсионных прав как на страховую пенсию, так и на накопительную;
  • при направлении средств материнского капитала на формирование накопительной пенсии;
  • при получении государственных услуг в электронном виде;
  • при получении социальных льгот и услуг и т.д.
Информация, хранящаяся на лицевом счете, является конфиденциальной и не подлежит разглашению. Однако доступ к данным гражданина имеется у всех основных служб страны, что значительно упрощает процесс оформления прочих документов.

Как восстановить потерянный СНИЛС?

Страховой номер присваивается застрахованному лицу единожды на всю жизнь и не подлежит замене. А вот сам документ может быть утерян и в этом случае выдается дубликат свидетельства.

  • Если утеряно страховое свидетельство на ребенка до 14 лет, то за дубликатом в Пенсионный фонд, как и при оформлении документа, должны обратиться родители или опекуны (законные представители).
  • При утере СНИЛС на подростка, достигшего возраста 14 лет, за восстановлением документа может обратиться он сам, без сопровождения родителей.

Так как теряется только бумажный носитель, а страховой номер присваивается гражданину пожизненно, то новый СНИЛС выдается застрахованному лицу с прежним номером.

Документы в Пенсионный фонд для восстановления

Если документ утерян, то необходимо сообщить об этом в течение одного месяца со дня утери СНИЛС в Пенсионный фонд РФ. Сделать это можно лично либо через работодателя.

  • В первом случае необходимо взять с собой паспорт или другой документ, удостоверяющий личность гражданина, и предъявить в территориальный орган ПФР.
  • Во втором случае достаточно прийти к работодателю, сообщить о случившемся и попросить заказать дубликат СНИЛС. Для этого в отделе кадров необходимо заполнить специальную форму заявления.

При самостоятельном обращении за восстановлением документа в Пенсионный фонд можно предварительно распечатать и заполнить бланк заявления о выдаче дубликата страхового свидетельства. Тогда при обращении в ПФР следует представить вместе с паспортом и заявление.

В соответствии с пунктом 5 статьи 7 ФЗ № 27 от 01.04.1996 года граждане, работающие «на себя», то есть относящиеся к самозанятому населению, а также физические лица, которые самостоятельно осуществляют за себя страховые взносы, при утере СНИЛС должны обратиться в территориальный орган ПФР как страхователи по месту своей регистрации.

Застрахованные лица, не имеющие официального трудоустройства и не вносящие за себя денежные средства в ПФР, при утере документа должны обратиться в территориальный орган ПФР по месту жительства.

В течение месяца страховое свидетельство будет восстановлено и документ можно будет забрать.

Можно ли восстановить через интернет (сайт Госуслуги)?

К сожалению, услуги по оформлению и восстановлению страхового свидетельства через интернет Пенсионный фонд России не предоставляет. Однако на официальном сайте Пенсионного фонда можно скачать и распечатать бланки заявлений, которые предварительно перед обращением в ПФР можно заполнить и предъявить вместе с документами — это сократит процедуру оформления или замены документа.

  • Заказать дубликат страхового свидетельства можно только в Пенсионном фонде. При этом данная процедура абсолютно бесплатна.
  • Также застрахованное лицо может узнать информацию, находящуюся на лицевом счете, предварительно обратившись в Пенсионный фонд.

Когда требуется замена страхового свидетельства?

В Российской Федерации гражданам страны на законодательном уровне разрешено по собственному желанию изменить свои личные данные, а именно фамилию, имя или отчество. При этом после изменения ФИО необходимо произвести замену всех документов, чтобы данные в них соответствовали данным в новом паспорте. Не является исключением и страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования.

Так же, как и при утере данного документа, гражданин обязан сообщить об этом в Пенсионный фонд в течение определенного срока. При этом для замены необходимо предоставить паспорт и заполненное заявление.

Замена СНИЛС при смене фамилии после замужества

В России при регистрации брачного союза жениху и невесте предоставляется выбор:

  • оставить свои фамилии;
  • невесте взять фамилию жениха;
  • жениху взять фамилию невесты.

Если новобрачные не собираются менять фамилии и оставляют свои, то замена многих документов им не нужна. Но, как правило, в нашей стране исторически сложилось так, что при заключении брака невеста берет фамилию жениха (гораздо реже бывает наоборот).

Если после замужества женщина взяла фамилию своего мужа, ей предстоит внести изменения в целый ряд документов, в том числе нужно заменить и СНИЛС.

Как и где поменять СНИЛС (в МФЦ или Пенсионном фонде)?

В любом случае, независимо от того, по какой причине были изменены фамилия, имя или отчество, гражданин обязан обратиться соответствующий орган, чтобы ему выдали новое свидетельство с новыми достоверными данными.

Сделать это можно так же, как и при оформлении или утере документа:

  • обратившись к работодателю;
  • самостоятельно.

В первом случае все просто — нужно с просьбой о замене СНИЛС обратиться в отдел кадров по месту работы. К заявлению об обмене страхового свидетельства нужно приложить прежнее со старыми данными.

При самостоятельной смене документа необходимо обратиться в территориальный орган Пенсионного фонда РФ по месту регистрации (в том числе и временной) или по месту фактического проживания. Также если у Пенсионного фонда заключен соответствующий договор с МФЦ (многофункциональным центром), то подать заявление на замену СНИЛС можно в МФЦ.

При обращении в соответствующий орган необходимо представить:

  • паспорт;
  • заявление (с указанием соответствующей причины);
  • прежний СНИЛС (если происходит его замена).
Заполнить бланк заявления об обмене документа можно до обращения о его замене, предварительно заполнив распечатанный бланк. Страховое свидетельство с прежними данными застрахованного лица ПФР забирает, а взамен в течение месяца выдает новое, уже с измененными личными данными.

Меняется ли номер лицевого счета при смене свидетельства?

Так же, как и при утере данного документа, при его смене гражданин получает на руки только новый ламинированный бумажный носитель с измененными личными данными. Сам страховой номер индивидуального лицевого счета остается прежним и никогда не меняется.

Так как все изменения сведений о страховом лице отражаются в его индивидуальном лицевом счете, то гражданин должен только обратиться в ПФР с заявлением о замене прежнего СНИЛС. Столько раз, сколько застрахованное лицо меняет в течение своей жизни личные данные, столько раз и нужно производить замену документа.