Одним важнейших документов в РФ, необходимых для оформления различных льгот, пенсий и других выплат, является страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования, в котором указан страховой номер — СНИЛС. Его может получить любой гражданин Российской Федерации независимо от возраста, пола и трудоустройства. Также в некоторых случаях его могут оформить граждане иных государств.
- Как и любой документ, хранящийся на руках граждан, страховое свидетельство при непредвиденных обстоятельствах может быть утеряна. В таком случае, целесообразно восстановить свидетельство, что не сложно и абсолютно бесплатно. Для этого необходимо предъявить установленный перечень документов в отделение Социального фонда РФ (до 2023 г. ПФР).
- Также граждане обязаны при изменении своих персональных данных заменять страховое свидетельство, так как данные застрахованного лица, указанные на СНИЛС, должны полностью соответствовать данным, указанным в паспорте гражданина. Чаще всего это происходит после замужества.
Страховой номер индивидуального лицевого счета — что это?
Каждый гражданин нашей страны, а также некоторые граждане иностранных государств, и даже лица без гражданства могут зарегистрироваться в системе обязательного пенсионного страхования. Сделать это можно обратившись в территориальный орган Социального фонда Российской Федерации. Также получить страховой номер можно через работодателя при устройстве на работу.
После регистрации гражданину присваивается индивидуальный страховой номер и выдается документ — страховое свидетельство, которое в повседневной жизни называют СНИЛС. Этот документ является подтверждением того, что гражданин официально зарегистрирован в системе обязательного пенсионного страхования (системе ОПС).
СНИЛС выглядит как небольшая ламинированная карточка светло-зеленого цвета. На лицевой стороне этого документа указан страховой номер, а также личные данные гражданина:
- фамилия, имя и отчество;
- дата и место рождения;
- половая принадлежность;
- дата регистрации в системе ОПС.
Для чего нужен лицевой счет в Социальном фонде?
Страховое свидетельство СНИЛС хранится на руках у гражданина. Сам лицевой счет застрахованного лица в Социальном фонде РФ находится в электронном виде в течение всей жизни человека и определенное время после его смерти. Так как все данные регулярно уточняются и автоматически дополняются, то в случае смерти застрахованного лица сообщать об этом в ПФР (с 2023 г. СФР) не нужно, эти сведения будут переданы ЗАГСом в течение месяца.
В отличие от страхового свидетельства (бумажного носителя), индивидуальный лицевой счет содержит намного больше информации о застрахованном лице. В соответствии со статьей 6 Федерального закона № 27 от 01.04.1996 года лицевой счет в ПФР состоит из трех частей:
- общей (ФИО при рождении, страховой номер, паспортные данные, гражданство, сведения о трудовой деятельности и о страховых взносах и т.д.);
- специальной (сведения о накопительной пенсии, пенсионных накоплениях гражданина);
- профессиональной (прочие данные).
Наличие индивидуального лицевого счета в ПФР (СФР) является обязательным:
- при устройстве на работу;
- при формировании пенсионных прав как на страховую пенсию, так и на накопительную;
- при направлении средств материнского капитала на формирование накопительной пенсии;
- при получении государственных услуг в электронном виде;
- при получении социальных льгот и услуг и т.д.
Как восстановить потерянный СНИЛС?
Страховой номер присваивается застрахованному лицу единожды на всю жизнь и не подлежит замене. А вот сам документ может быть утерян и в этом случае выдается дубликат свидетельства.
- Если утеряно страховое свидетельство на ребенка до 14 лет, то за дубликатом в Социальный фонд, как и при оформлении документа, должны обратиться родители или опекуны (законные представители).
- При утере СНИЛС на подростка, достигшего возраста 14 лет, за восстановлением документа может обратиться он сам, без сопровождения родителей.
Так как теряется только бумажный носитель, а страховой номер присваивается гражданину пожизненно, то новый СНИЛС выдается застрахованному лицу с прежним номером.
Документы в Пенсионный фонд для восстановления
Если документ утерян, то необходимо сообщить об этом в течение одного месяца со дня утери СНИЛС в Социальный фонд РФ (ранее ПФР). Сделать это можно лично либо через работодателя.
- В первом случае необходимо взять с собой паспорт или другой документ, удостоверяющий личность гражданина, и предъявить в территориальный орган СФР.
- Во втором случае достаточно прийти к работодателю, сообщить о случившемся и попросить заказать дубликат СНИЛС. Для этого в отделе кадров необходимо заполнить специальную форму заявления.
При самостоятельном обращении за восстановлением документа в Социальный фонд можно предварительно распечатать и заполнить бланк заявления о выдаче дубликата страхового свидетельства. Тогда при обращении в СФР следует представить вместе с паспортом и заявление.
Граждане, работающие «на себя», то есть относящиеся к самозанятому населению, а также физические лица, которые самостоятельно осуществляют за себя страховые взносы, при утере СНИЛС должны обратиться в территориальный орган СФР как страхователи по месту своей регистрации.
Застрахованные лица, не имеющие официального трудоустройства и не вносящие за себя денежные средства в СФР, при утере документа должны обратиться в территориальный орган СФР по месту жительства.
Можно ли восстановить через интернет (сайт Госуслуги)?
К сожалению, услуги по оформлению и восстановлению страхового свидетельства через интернет Социальный фонд России не предоставляет. Однако на официальном сайте Социального фонда можно скачать и распечатать бланки заявлений, которые предварительно перед обращением в СФР можно заполнить и предъявить вместе с документами — это сократит процедуру оформления или замены документа.
- Заказать дубликат страхового свидетельства можно только в Социальном фонде. При этом данная процедура абсолютно бесплатна.
- Также застрахованное лицо может узнать информацию, находящуюся на лицевом счете, предварительно обратившись в Социальный фонд.
Когда требуется замена страхового свидетельства?
В Российской Федерации гражданам страны на законодательном уровне разрешено по собственному желанию изменить свои личные данные, а именно фамилию, имя или отчество. При этом после изменения ФИО необходимо произвести замену всех документов, чтобы данные в них соответствовали данным в новом паспорте. Не является исключением и страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования.
Так же, как и при утере данного документа, гражданин обязан сообщить об этом в Социальный фонд в течение определенного срока. При этом для замены необходимо предоставить паспорт и заполненное заявление.
Замена СНИЛС при смене фамилии после замужества
В России при регистрации брачного союза жениху и невесте предоставляется выбор:
- оставить свои фамилии;
- невесте взять фамилию жениха;
- жениху взять фамилию невесты.
Если новобрачные не собираются менять фамилии и оставляют свои, то замена многих документов им не нужна. Но, как правило, в нашей стране исторически сложилось так, что при заключении брака невеста берет фамилию жениха (гораздо реже бывает наоборот).
Как и где поменять СНИЛС (в МФЦ или Пенсионном фонде)?
В любом случае, независимо от того, по какой причине были изменены фамилия, имя или отчество, гражданин обязан обратиться соответствующий орган, чтобы ему выдали новое свидетельство с новыми достоверными данными.
Сделать это можно так же, как и при оформлении или утере документа:
- обратившись к работодателю;
- самостоятельно.
В первом случае все просто — нужно с просьбой о замене СНИЛС обратиться в отдел кадров по месту работы. К заявлению об обмене страхового свидетельства нужно приложить прежнее со старыми данными.
При самостоятельной смене документа необходимо обратиться в территориальный орган Социального фонда РФ (до 2023 г. ПФР) по месту регистрации (в том числе и временной) или по месту фактического проживания. Также если у Социального фонда заключен соответствующий договор с МФЦ (многофункциональным центром), то подать заявление на замену СНИЛС можно в МФЦ.
При обращении в соответствующий орган необходимо представить:
- паспорт;
- заявление (с указанием соответствующей причины);
- прежний СНИЛС (если происходит его замена).
Меняется ли номер лицевого счета при смене свидетельства?
Так же, как и при утере данного документа, при его смене гражданин получает на руки только новый ламинированный бумажный носитель с измененными личными данными. Сам страховой номер индивидуального лицевого счета остается прежним и никогда не меняется.
Так как все изменения сведений о страховом лице отражаются в его индивидуальном лицевом счете, то гражданин должен только обратиться в СФР с заявлением о замене прежнего СНИЛС. Столько раз, сколько застрахованное лицо меняет в течение своей жизни личные данные, столько раз и нужно производить замену документа.
Несколько лет назад я вышла замуж и взяла фамилию мужа. Вскоре по Закону я поменяла все документы, в том числе и СНИЛС. Однако через три года совместной жизни в браке мы с мужем развелись. После развода я вернула свои девичьи инициалы. И снова изменила все необходимое. В страховом свидетельстве также все поменяла. В смысле произвела замену свидетельства.
Сейчас я снова выхожу замуж и планирую взять фамилию своего избранника. Получается, мне снова нужно менять все документы? Вообще, сколько раз можно менять номер СНИЛС?
Брать фамилию нового избранника не обязательно. Наше государство оставляет за гражданами выбор. На данный момент у Вас есть два варианта:
Сам страховой номер присваивается застрахованному лицу один раз на всю жизнь и не изменяется. Меняется только сама «зеленая карточка», так как данные, указанные на ней должны соответствовать данным указанным в паспорте. По этой же причине СНИЛС можно менять каждый раз при необходимости.