С 2019 года мужчинам со стажем более 42 лет можно уходить на пенсию на два года раньше предусмотренного для их года рождения пенсионного возраста. Однако в льготные 42 года включат не все периоды, которые обычно засчитывают в страховой стаж. В частности, в него не входит срочная служба в армии, хотя по Конституции это долг и обязанность каждого мужчины.

  • Еще в 2019 году группа депутатов Госдумы не согласилась с такой нормой законодательства и разработала законопроект, предлагающий учитывать службу в СА в льготном стаже для мужчин. Но его отклонили в ходе первого чтения.
  • Позднее, 2 марта 2021 года зампред комитета Совета Федерации по соцполитике Елена Бибикова рассказала, что СФ обсуждает с Министерством труда и соцзащиты возможность включения службы по призыву в стаж для назначения пенсии на льготных условиях. Уже 12 августа в Госдуму парламентарии от Единой России внесли законопроект, предусматривающий такое изменение.

Нужно отметить, что по действующему сейчас законодательству этот период не включается только в льготный стаж, дающий мужчине право на 2 года раньше уйти на пенсию. Но в общий страховой стаж этот период по-прежнему включается и за него начисляются пенсионные баллы, влияющие на размер будущей пенсии.

Какие периоды учитываются в стаже для досрочного выхода на пенсию

Если у мужчины имеется 42 и более лет стажа, он может оформить пенсию на два года раньше положенного срока, но не раньше, чем в 60 лет. При этом еще нужно учитывать график, согласно которому в период с 2019 по 2022 г. постепенно для мужчин увеличивается пенсионный возраст.

Подсчет льготного стажа производится с учетом ограничения, предусмотренного в части 9 ст. 13 закона № 400-ФЗ. Согласно этой норме, в 42-летний стаж включают продолжительность:

  • официальной трудовой деятельности или иных периоды, в течение которых гражданин подлежит обязательному пенсионному страхованию;
  • периоды временной нетрудоспособности (оплачиваемые больничные).

Все иные периоды, которые обычно входят в страховой стаж, не учитываются при определении права мужчины на льготу. Это касается продолжительности:

Таким образом, льгота полагается только тем мужчинам, кто непосредственно проработал 42 года и более, без учета различных социально-значимых периодов.

Почему служба в армии не входит в льготный стаж 42 года

Еще в 2018 г., когда была предложено снизить на 2 года пенсионный возраст для мужчин, предполагалось предоставлять такое право именно гражданам с длительным трудовым стажем. Под льготу должны попадать граждане, значительно перевыполнившие требования к стажу для назначения страховой пенсии по старости. При этом изначально не предполагалось учитывать различные нестраховые периоды, в течение которых в ПФР не перечисляются страховые взносы. И именно в таком содержании был принят закон, утверждающий такое льготное основание.

В 2020 году во время встречи с членами комитета по социальной политике Совета Федерации стала известна позиция Минтруда по этому вопросу. Министр труда и соцзащиты Антон Котяков сообщил сенаторам, что включать период службы в армии в льготный 42-летний стаж для мужчин не планируют. Он пояснил, что такая же позиция у Минтруда и по поводу других нестраховых периодов, исключаемых из стажа для досрочной пенсии — отпуска по уходу за детьми, периодов получения пособия по безработице и так далее.

Аналогичная позиция и у Правительства, отмечающего, что учет срочной службы противоречит концепции введенной льготы. Об этом сообщается в Заключении, подготовленном к законопроекту о включении этого периода в льготном стаже.
https://pixabay.com/ru/photos/%D0%BD%D0%B8%D0%B6%D0%BD%D0%B8%D0%B9-%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B3%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B4-%D0%BF%D0%B0%D1%80%D0%B0%D0%B4-%D0%BF%D0%BE%D0%B1%D0%B5%D0%B4%D1%8B-09-05-3633168/

Фото pixabay.com

Законопроект о включении службы в СА в стаж 42 года

Еще в 2019 г. группа депутатов Госдумы разработала и внесла на рассмотрение проект закона № 725662-7, предполагающий включение срока службы в армии в льготный стаж для мужчин. В пояснительной записке к законопроекту парламентарии отметили, что этот период связан с исполнением конституционного долго мужчин по защите Отечества. Его исключение ставит в неравное положение защитников Родины и тех, кто уклонился от службы по призыву.

Депутаты предложили в целях устранения сложившейся несправедливости пересмотреть нормы законодательства и включить службу в армии в 42 года стажа, дающие право мужчине уйти на пенсию на 2 года раньше срока. Эти изменения предложили ввести с 1 января 2020 года.

Однако предложенную инициативу не поддержал Комитет Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранам, а также Счетная палата, Правительство и Комитет Совета Федерации по соц. политике. Среди недостатков законопроекта отмечалось следующее:

  • Период службы в армии необоснованно ставится в приоритетное положение по отношению к другим нестраховым периодам, которые тоже исключаются при подсчете продолжительности льготного стажа.
  • Инициатива противоречит концепции предоставления досрочного выхода на пенсию для граждан с продолжительным стажем работы.
  • Одобрение проекта закона поставит лиц, проходивших службу по призыву, в преимущественное положение по отношении к другим категориям военнослужащих.
Помимо этого, власти ссылаются на отсутствие возможности оценить финансовые расходы на реализацию такой инициативы, а также отсутствие финансирования.

Законопроект долгое время находился в очереди на рассмотрение в первом чтении, и вот 1 июня 2021 года его отклонили из-за отсутствия кворума. «За» проголосовали только 94 депутата, а остальные просто не приняли участия в голосовании.

Будет ли включена служба в армии в льготный стаж 42 года в 2021 году?

Звучало довольно много убедительных аргументов в пользу того, что в 2021 году порядок учета льготного стажа будет скорректирован и в него начнут включать срок службы в армии. В частности, 2 марта 2021 года зампред комитета Совета Федерации по соцполитике Елена Бибикова рассказала, что СФ обсуждает с Минтрудом возможность включения службы по призыву в стаж для назначения пенсии на льготных условиях (в 42-летний стаж для мужчин).

«Это нестраховой период, но, учитывая то, что служба в армии является конституционной обязанностью, у человека в отличие от других нестраховых периодов нет права выбора. В итоге тот человек, который не служил, оказывается в более выгодных условиях в пенсионном отношении, чем тот, который служил».

Елена Бибикова, зампред комитета СФ по соцполитике

По словам Бибиковой, для реализации такой инициативы потребуется 2 млрд рублей ежегодно. И вот 12 августа депутаты и сенаторы от Единой России подготовили и внесли на рассмотрение такой законопроект. Его чтение пройдет осенью 2021 года, а в случае одобрения законопроекта изменения вступят в силу с 1 января 2022 года.