Электронные трудовые книжки начнут вводить с 1 января 2020 года

С 1 января 2020 года в России постепенно вводятся электронные трудовые книжки (ЭТК), которые заменят собой обычные книжки на бумажном носителе. Закон об электронном учете сведений о трудовой деятельности работников 16 декабря 2019 года подписал В. Путин. Согласно документу, все сведения о работе россиян будут храниться в информационной системе ПФР.

  • Внедрять в кадровую политику электронные книжки планируют поэтапно, чтобы в первые годы отладить систему передачи данных, обеспечить безопасность и защиту информации. Кроме этого необходимо будет решить вопросы с цифровыми подписями и формами передачи сведений от организаций в Пенсионный фонд РФ.
  • Бумажные трудовые книжки будут отменены не сразу. В первый год действия нового закона работник сможет написать заявление работодателю о ведении его бумажной трудовой книжки. Согласно закону, такая возможность будет предоставляться в период с 01.01.2020 по 31.12.2020 г. Уже с 1 января 2021 г. документооборот на бумажных носителях будет отменен окончательно. С этого времени все сведения о периодах работы граждан должны будут храниться только в электронном виде.

Закон об электронных трудовых книжках с 2020 года

16 декабря 2019 года Президент В. Путин подписал закон № 439-ФЗ о введении электронного учета сведений о трудовой деятельности работников. Согласно этому документу уже с 1 января 2020 г. в России будут вводить электронные трудовые книжки (ЭТК).

Закон устанавливает, что все работодатели будут дистанционно передавать в Пенсионный фонд сведения о своих работниках. Будет учитываться информация о приеме на работу, переводе на другое рабочее место, увольнении и т.д. Работник в свою очередь сможет контролировать в информационной системе все сведения, а также направлять данные самостоятельно (например, при дистанционной работе).

При подготовке такого законопроекта Минтруд проводил эксперимент по электронному кадровому документообороту в ряде крупных российских компаний. В этом участвовали компании АО «АЛЬФА-БАНК», ПАО «АВТОВАЗ», ОАО «РЖД», ПАО «Татнефть», ПАО «Ростелеком» и другие. От этих организаций по законопроекту поступили следующие отзывы:

  • Эффект от такого документооборота будет возможен, если будет снижена стоимость универсальной усиленной квалифицированной подписи (УКЭП). Законопроектом предусмотрено, что цифровые подписи работодатели будут приобретать самостоятельно. В среднем одна УКЭП оценивается в сумму от 1 до 5 тыс. руб. на человека в год.
  • Возможны высокие риски привлечения работодателей к ответственности в результате споров в судебных органах и проверок контрольно-надзорных органов. Это связано с возможностью утери информации на электронных носителях, ошибками программного обеспечения и т.д.

Как их будут внедрять в кадровую практику

Электронные трудовые книжки вводятся в России с 1 января 2020 года. Работодатели должны будут передавать сведения о своих работниках в информационную систему Пенсионного фонда РФ.

  • В 2020 г. передавать данные в ПФР надо будет ежемесячно — не позднее 15-числа месяца, следующего за отчетным.
  • Уже с 2021 г. — все сведения ежемесячно, а информацию о приеме на работу и увольнении в течение одного рабочего дня после издания работодателем соответствующего приказа.
Новая форма передачи данных в систему ПФР будет содержать информацию о выполняемой гражданином работе, переводе на другую должность, увольнении и основании прекращения работы. Сведения об образовании и поощрениях (награждениях) теперь учитываться не будут.

После введения нового закона гражданин, поступающий на работу, будет предъявлять новому работодателю справку, содержащую сведения о его трудовой деятельности. Такая справка может быть получена:

  • по последнему месту работы;
  • в МФЦ или Пенсионном фонде РФ;
  • в личном кабинете портала Госуслуг.

Теперь работник в любой момент сможет обратиться к работодателю за справкой о его трудовой деятельности. Выдать такую справку будут обязаны в течение трех рабочих дней. В случае прекращения трудового договора такой документ должны выдать в день увольнения работника. В дальнейшем работодатель должен будет хранить сведения о сотруднике в течение 3 лет после увольнения. В информационной системе ПФР данные о работе гражданина будут храниться в течение всей его жизни.

https://pixabay.com/ru/photos/%D1%81%D0%B5%D0%BA%D1%80%D0%B5%D1%82%D0%B0%D1%80%D1%8C-%D1%83%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%B0%D0%B6%D0%B0-%D0%BE%D1%84%D0%B8%D1%81-544180/

Фото pixabay.com

Когда отменят трудовые книжки в бумажном формате

Законом предусмотрено, что работник самостоятельно может решить, необходимо ли вести его трудовую книжку или нужно переходить на электронный документооборот. С 01.01.2020 г. работник может обратиться к работодателю с заявлением о продолжении ведения его бумажной ТК. Отказаться от ведения ТК на бумажном носителе гражданин может в любой момент по своему желанию.

Если такое заявление не будет написано до 01.01.2021 г., то работнику должны выдать на хранение его книжку. С того момента ответственность за хранение ТК работодатель больше нести не будет.

Заявление о ведении бумажной ТК в период с 01.01.2021 сможет написать гражданин, который:

  1. Впервые устроился на работу;
  2. Изменил место работы;
  3. Временно отсутствовал до 01.01.2021 г., но за ним было сохранено его место работы.
Начиная с 1 января 2021 г. все сведения о периодах работы россиянина, изменении должности, увольнении и т.д. будут храниться только в электронном виде в информационной системе учета ПФР (если гражданин не заявил в установленный срок о ведении бумажной ТК). Обычные бумажные ТК работодатели вести уже не будут — они будут переданы на хранение работнику.

Поделиться мнением

Нажимая на кнопку «Отправить», вы даете согласие обработку своих персональных данных в соответствии с политикой конфиденциальности